Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a
События

Цикл лекций «Фантастика»

Мероприятие в этом городе уже прошло

Инфолиния

+380 44 594 10 63

Стоимость

Взнос за участие:

  • 250 грн. – Абонемент на весь цикл лекций
  • 50 грн. – Стоимость одной лекции

Чтобы заказать абонемент или посетить отдельные лекции, необходимо зарегистрироваться >>>

Жанр Лекция
Жанр Лекция

Фантастика // Лекции о чтении – цикл открытых лекций о литературе от литературной мастерской “Бартлби и компания”.

Фантастика ХХ-ХХI веков настолько богата и разнородна, что, казалось бы, можно охватить только  ее основные векторы – но мы попробуем. Научная фантастика, фэнтези и их бесчисленные разновидности в литературе, кинематографе, комиксах: чем были эти жанры, чем они есть и куда двигаются. И еще один важный вопрос: что из этого опыта может и должна перенять современная украинская культура.

Автор курса и лектор
Михаил Назаренко – литературовед, критик, прозаик, переводчик. Под редакцией и с комментариями Михаила Назаренко выходили переводы книг Джона Краули, Терри Пратчетта, Артура Конан Дойла, а также графические произведения Нила Геймана и Алана Мура. В 2006-2013 годах Михаил Назаренко был председателем жюри литературной премии «Портал». Вместе с Татьяной Кохановской вел в журнале «Новый мир» колонку «Украинский вектор» (2011-2012), посвященную современной украинской литературе в историко-культурном контексте. Монография «Реальность чуда (о книгах Марины и Сергея Дяченко)» (2005) стала финалистом-дипломантом «АБС-премии». В 2007 году Михаил Назаренко получил поощрительный диплом «Еврокона» за сборник рассказов и повестей «Новый Минотавр». В 2008 году был отмечен наградой «Серебряный кадуцей» фестиваля «Звездный мост» в номинации «Критика, публицистика и литературоведение» за цикл статей о предыстории фэнтези «За пределами ведомых нам полей». В 2010 году повесть «Остров Цейлон» была отмечена премией Б. Н. Стругацкого «Бронзовая улитка». В 2014 году Михаил Назаренко получил премию имени Норы Галь за перевод рассказа Джона Краули «Миссолонги, 1824».

Курс состоит из 8 лекций.

Встречаемся каждый вторник в 19:00 в большом зале Дома МК.

ПРОГРАММА:

17 января / 19:00
«Вишневый сад» и «яблони на Марсе»

Тема космоса переживает время подъема и упадков – с чем это связано? Что ищут фантасты в других мирах – что-то принципиально другое и непостижимое или зеркало, как утверждал герой «Соляриса»? Какое видение человека и Вселенной предлагает фантастика XXI века? Нужна ли космическая тема украинской литературе – здесь и сейчас? Марсиане Велла, Брэдбери и Гайнлайна, космические войны Дока Смита и Эдмонда Гамильтона, «истории будущего» от Айзека Азимова до Джорджа Мартина, «новая космическая опера» Дэна Симмонса и Йена Бэнкса, кинофантастика от «Плана 9» до «Аватара» и «Прибытие »- и это еще не все.

24 января / 19:00
Внутренний космос и как в нем не потеряться

В начале 1960-х годов англоязычная фантастика обратилась от глубокого космоса к внутреннему миру человека, к подсознанию и коллективного бессознательного. НФ наконец побраталась с модернизмом и постмодернизмом – и смогла изобразить кризисное бытие человека XX-XXI веков. Энтропийные арабески Джеймса Балларда, паранойяльные миры Филиппа Дика, культурологические игры Роджера Желязны, Сэмюэля Дилэни, Йена Макдональда – и те закоулки «внутреннего космоса» украинцев, куда только начинают заглядывать наши фантасты.

31 января / 19:00
Утопия, антиутопия, дистопия: в каком будущем мы (не) хотим жить

Утопии, «места, которых нет», возникают неизбежно и регулярно. И так же неизбежно представляют свою ужасный обратную сторону. Великая традиция антиутопий ХХ века от Замятина до Брэдбери вовсе не исчерпала возможности жанра. На наших глазах вместо «миров, в которых хотелось бы жить», и «миров, в которых жить страшно», возникают сложные, а значит, и достоверные модели будущего, о котором можно сказать одно: оно будет не таким, как мы его представляем . От перенаселенной земли  Джона Браннера к киберпанковскому «муравейнику» Уильяма Гибсона – и в дебри посткиберпанка Нила Стивенсона, не пропуская классики кинематографа ( «Метрополис», «Бегущий по лезвию бритвы» и т.д.). Анти / утопии работают как детекторы надежд и фобий – так взгляд на украинские произведения, написанные в этих жанрах, сможет многое сказать о состоянии и перспективах нашей культуры.

7 февраля / 19:00
С разочарованием, но не безнадежно

Станислав Лем, братья Стругацкие, Урсула Ле Гуин – наиболее интеллектуально и эстетически способны фантасты нашего времени, ключевые фигуры польской, российской и американской фантастики 1960-х годов, значение которых со временем только растет. Насколько мы их знаем и чем они актуальны для нас? Что произошло с их произведениями при переносе на киноэкран?
«Бог существует время от времени, и периоды его отсутствия достаточно велики».
«Думать – не развлечение, а обязанность».
«В наших различиях – наша красота».

14 февраля / 19:00
Фэнтези потусторонних известных нам полей

Фэнтези, в отличие от НФ, легко прижилось в украинской литературе и на долгое время вытеснило едва ли не все другие формы фантастики. Почему так произошло и нужно ли оно сегодня? И наконец – что такое фэнтези? . Знаменитые, но сравнительно мало известны у нас имена, которые формировали жанр: лорд Дансейни и Джеймс Бренч Кэбелл, Хоуп Миррлиз и Мервин Пик, а также Пол Андерсон, Питер Бигл, Ричард Адамс, не говоря уже о Роберте Говарде и Дж. Р. Р. Толкине. Судьба фэнтези в кинематографе: была ли жизнь до Питера Джексона?

21 февраля / 19:00
Современное фэнтези: не Дж. Р. Р. Толкин и не Дж. Р. Р. Мартин

«Властелин колец» и «Игра престолов» были бестселлерами задолго до экранизаций. Оба произведения изменили не только жанр, но и западную литературу и культуру в целом. Однако есть другие, возможно, не менее важные пути, которым идет фэнтези. А прокладывают их Джин Вулф, Джон Краули, Роберт Голдсток, Гай Гэвриел Кей, культовые Терри Пратчетт и Нил Гейман – и перспективные авторы в начале нового века. Какой опыт мы можем у них перенять?

28 февраля / 19:00
«А все потому, что гвоздя не хватало!» Альтернативная история и почему мы в ней живем

Каким был бы мир, если бы история пошла другим путем? В какие времена возникает интерес к альтернативным историям? Какие ключевые «точки бифуркаций» в разных культурах? Почему только в последнее время «альтернативки» начали появляться на экране (сериал «Человек в Высоком Замке»)? Что говорят исторические фантазии Джека Финнеем, Нила Стивенсона, Конни Уиллис не только о прошлом, но и о современности? И, наконец, какова роль «альтернативок» в формировании общественного сознания современных Украины и России? Война идет не только в пространстве, но и во времени.

7 марта / 19:00
Вне определений: что нам делать с фантастикой

Фантастика является важным культуросозидающим фактором, а значит и фактором создания нации. Представляя возможно и абсурдное, желательное и нежелательное, перспективы и тупики, она позволяет выстраивать традицию и моделировать пути в будущее. Речь идет не только о фантастической прозе, но и поэзии, драме, кино, живописи и таком синтетическом виде искусства, как комиксы. Обо всем этом – в последней лекции цикла, а особенно – о графические романы Алана Мура, Нила Геймана, Шона Тэна и других мастеров. 

ОСТАВЬТЕ ОТЗЫВ
Отправить комментарий
Нажимая кнопку «Отправить», Вы принимаете Правила размещения комментариев. Отзыв не будет опубликован, если он содержит ненормативную лексику, оскорбления и угрозы